Статьи

Техника безопасности при работе на мостовом кране

Изготовление и монтаж кранового оборудования
Техника безопасности при работе на мостовом кране
Мостовой кран — это специальное подъёмное устройство, предназначенное для перемещения крупногабаритных грузов в ограниченной области. От башенного крана его отличает особая конструкция. Мостовой кран крепится на специальные опорные балки или подвесные тележки. Передвижение по крановым путям осуществляется с помощью колёс с буксами. Краны данного типа применяются в цехах промышленных предприятий, на складах и участках, где проводятся монтажные работы.

Кто подпускается к работе на мостовом кране

В целях соблюдения мер безопасности на мостовых кранах, к работе и обслуживанию их допускаются лишь лица, назначенные приказами руководства предприятия. Как минимум, работник должен отвечать следующим критериям:
  1. Совершеннолетнее лицо (достигшее возраста 18 лет).
  2. Имеется документ об получении 8 классов образования или более.
  3. Допущены до работы по результатам медицинского осмотра.
  4. Имеющие квалификационную группу по электробезопасности II или выше, что подтверждается соответствующим удостоверением.
  5. Прошёл подготовку и аттестацию в профессионально-техническом училище или на курсах предприятия, имеющего лицензию на теоретическое и производственное обучение. Данное разрешение выдаётся только органами госгортехнадзора. По результатам пройденного обучения должно быть выдано удостоверение с фотокарточкой и указанным типом крана, к управлению которым допущен крановщик.
  6. Закончил курс стажировки на кране, на котором будет работать. Стажировка проводится под надзором инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъёмной машины. Срок стажировки назначается индивидуально, но составляет не менее двух недель для работы на кранах общего и специального назначения.
Стоит учитывать, что при переводе на другой кран, отличающийся типом или конструкцией, работник обязан пройти повторную стажировку. Только после проверки навыков крановщик может приступать к самостоятельной работе. В течение смены работника могут переводить только между кранами, на которых он прошёл стажировку.
Знания и навыки крановщика могут быть проверены повторно в трёх случаях:
  • регулярная проверка (проводится раз в 12 месяцев);
  • смена работы на другое предприятие;
  • требование инспектора гостехнадзора или инженерно-технического работника, ответственного за безопасность на предприятии.
Повторная проверка может быть проведена без обязательного участия инспектора гостехнадзора.

Требования к рабочему месту крановщика

Управление мостовым краном производится из кабины управления. Её оснащение должно соответствовать нормам безопасности и эргономичности. Расположение рычагов и кнопок должно находиться в кабине таким образом, чтобы крановщик легко и быстро мог до них добраться. Это необходимо для эффективного управления краном.
В кабине должен поддерживаться оптимальный микроклимат с помощью систем вентиляции и кондиционирования, а также очищения воздуха от вредных примесей, если это необходимо. Согласно ГОСТ, температура в кабине должна быть не менее 18°С и не более 30°С. В холодное время года, кабина должна быть оснащена средствами против запотевания и замерзания.
В случае, если на предприятии во время проведения крановых работ наблюдается уровень шума и вибрации, превышающий установленные нормы, кабина должна быть оборудована звукоизоляцией. Если кабина не имеет звукоизоляции, для защиты органов слуха работнику должны быть выданы шумоподавляющие наушники.

Проверка оборудования до начала работы и после неё

В соответствии с инструкциями по охране труда, перед началом работы на мостовом кране, оператор обязан проверить исправность оборудования. В частности, проводится осмотр следующих компонентов:
  • канатов и креплений;
  • подкрановых путей;
  • стропов;
  • креплений металлоконструкций;
  • исправность грузозахватного органа крана (крюка, петли, клешни и т.п.)
  • заземляющих устройств;
  • тормозов.
Осмотр проводится при отключённых рубильниках, подающих напряжение в кран. Результаты осмотра записываются в вахтенный журнал. Таким образом, работник отчитывается о том, что получил в своё распоряжение готовое к работе оборудование. Если во время осмотра были найдены неисправности, крановщик должен устранить их собственными силами или пригласить технических специалистов для приведения крана в рабочее состояние.
До устранения неисправностей крановщик не имеет права приступать к работе, так как это поставит под угрозу меры техники безопасности при работе на мостовом кране.
После окончания работ, оператор обязан привести кран на место его стоянки, находящееся возле посадочной площадки. Грузозахватные устройство должно быть освобождено от грузов. Крюк или клешню крана необходимо поднять, приведя в верхнее положение. Грейфер, электромагнит или другое захватное устройство опускается на землю или специальную площадку, отведённую для него. После приведения всех контроллеров крановщик должен отключить главный рубильник и провести повторный осмотр мостового крана.
В случае обнаружения неисправностей, дефектов или износа оборудования, превышающего установленные производством нормы, работник обязан сообщить об этом персоналу, ответственному за техническое обслуживание и сделать запись в вахтенный журнал.

Безопасность во время крановых работ

Выполнение работы мостовыми кранами требует чёткого соответствия требованиям руководств по эксплуатации крана в соответствии с производственной инструкцией. Ознакомиться с ним крановщик может во время прохождения стажировки на кране. Управление краном и поведение оператора во время проведения крановых работ регулируется следующими обязанностями:
  1. Во время произведения работ, крановщик не должен отвлекаться на посторонние дела, производить чистку или ремонт механизмов крана.
  2. Пропуск посторонних лиц в кабину мостового крана производится только с разрешения инженерно-технического работника, ответственного за содержание крана или руководства предприятия.
  3. Спуск и подъём к кабине крана запрещён во время проведения крановых работ (поднятия и опускание груза, передвижения крана или тележки).
  4. Оператор крана обязан подавать звуковой сигнал при включении механизмов подъёма и перемещения крана, во время приближения крана с грузом к людям, подходя к другому крану, работающему на одном пути и при перемещении груза на малой высоте.
  5. Переход с прямого хода на обратный возможен только в случае, если необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.
  6. При временном уходе, крановщик обязан отключить механизмы крана и запереть двери кабины.
  7. Перед подъёмом груза необходимо убедиться, что груз надёжно удерживается захватывающем органом крана.

Техника безопасности во время аварийных случаев

В случае возникновения аварийной ситуации при производстве работ мостовым краном, оператор обязан сделать всё необходимое для сокращения возможного ущерба человеческой жизни и оборудования. В первую очередь, это касается предотвращения аварий. Если крановщик заметит трещины или повреждения в конструкции, которые могут привести к несчастному случаю или посторонние шумы в механизмах, он обязан прекратить выполнение задачи, опустить груз на землю и выяснить причину неисправности.
При аварийной ситуации, работник обязан выполнить требования безопасности, предусмотренные руководством по эксплуатации крана или изложенные ему при проведении инструктажа по безопасности работы на предприятии. О произошедшей аварии или несчастном случае крановщик обязан доложить лицу, ответственному за безопасность и сделать запись в вахтенном журнале.
Узнать стоимость и заказать кран мостовой можно написав нам на электронную почту zakaz@krasmet24.ru или позвонить по номеру +7 (391) 216-87-62, так же скачать опросный лист на кран и оставить заявку можно в разделе "Контакты".